Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
Программа здоровьесбережения "Здоровый ребенок" на 2021-2024 гг (открыть)
Мероприятия и консультации для родителей
Формы взаимодействия с родителями в рамках решения поставленных задач:
тестирование, опрос, анкетирование, интервьюирование;
информационные стенды;
консультации, беседы, рекомендации;
онлайн-информирование на сайте Учреждения;
семинары – практикумы, «круглые столы» и пр.;
образовательные проекты;
совместные экскурсии;
открытые просмотры мероприятий с участием детей;
День открытых дверей;
совместные досуги, праздники, концерты и пр.;
творческие выставки, вернисажи;
конкурсы;
экспозиции семейных реликвии, коллекций, традиций;
благотворительные акции;
участие в работе Совета родителей, Совета Учреждения, родительских комитетов
Групповые формы работы с семьей:
общие родительские собрания;
групповые родительские собрания, Советы родителей;
консультирование групп родителей по общим темам;
анкетирование;
оформление информационных стендов;
участие и организация выставок, смотров-конкурсов совместного творчества;
участие в организации мини-музеев и тематических выставок в Учреждения;
приглашение родителей воспитанников на детские концерты и праздники;
участие в различных фестивалях, марафонах и акциях в течение года.
Индивидуальные формы работы:
работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.
Планируемые результаты сотрудничества Учреждения с семьями воспитанников:
сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности;
владение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
Взаимодействие педагогов Учреждения с детьми обеспечивает атмосферу принятия, где каждый ребенок чувствует, что его ценят, принимают таким, какой он есть, всегда выслушают, поймут и помогут.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Учреждения:
регулярное проветривание, кварцевание помещений в отсутствие детей;
соблюдение оптимального температурного режима в помещениях Учреждения;
организованная прогулка с воспитанниками, двигательная деятельность во время ее проведения;
облегченная одежда детей в помещении и легкая спортивная одежда во время проведения физкультурных занятий в зале и на прогулке;
проведение гигиенических процедур прохладной водой;
обширное умывание, мытье ног в летний период;
утренний прием детей на свежем воздухе в теплое время года;
упражнения по коррекции осанки и плоскостопия;
использование различных видов оздоровительных гимнастик (корригирующая, пальчиковая, дыхательная, для глаз, артикуляционная), а также упражнений:
кинезиологических, речевых и т.д., игровой самомассаж, игры с педагогом- психологом, особенно в период адаптации;
профилактические осмотры врачами – специалистами;
соблюдение карантинных мероприятий;
проведение познавательных мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, привития культуры питания с детьми, основ безопасности жизнедеятельности;
просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ ЗОЖ, ОБЖ;
консультационная работа педагога-психолога с родителями (законными представителями) воспитанников, педагогами по обеспечению безопасной эмоциональной
среды, проведению игр и упражнений на создание положительного и комфортного климата в группе;
организация оптимального двигательного режима;
оценка психо-эмоционального состояния детей с последующей коррекцией педагогом- психологом во взаимодействии с воспитателями групп;
оценка уровня физического развития воспитанников.
Медико-педагогическому персоналу детского сада необходимо вести систематическую работу с детьми и родителями в период адаптации. В каждой возрастной группе педагоги заполняют экран адаптации, лист здоровья.
Анализ уровня здоровья детей и охраны их жизни
В течение 2022/2023 учебного года физкультурно-оздоровительная работа велась по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы и парциальной программе "Театр физического развития и оздоровления" Н. Ефименко.
В нашем ДОУ физкультурно-оздоровительная работа ведется в двух направлениях:
Профилактическое направление: утренняя гимнастика, полоскание рта теплой водой после приема пищи, закаливающие мероприятия (кварцевание, хождение по ребристой доске, хождение босиком в летнее время, оздоровительный самомассаж) способствует укреплению здоровья детей, повышению иммунитета, профилактике простудных заболеваний.
Оздоровительное направление: (физкультурные праздники, занятия на воздухе, спортивные досуги и развлечения) способствует активизации двигательной деятельности, развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса, что оказывает положительное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка.
Благодаря комплексу профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий наблюдается стабильная динамика показателей по состоянию заболеваемости в целом и по группам здоровья, по уровню физического развития.
Вывод: в нашем дошкольном учреждении налажена система физкультурно-оздоровительной работы. ОДнако существуют проблемы: эпизодического нарушения закаливания, не систематическое использование здоровьесберегающих технологий. По результатам мониторинга были сделаны выводы о необходимости актуализировать потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий по оздоровлению детей.